Часто задаваемые вопросы
В отличие от франшизы, где франчайзи получает права на средства индивидуализации и производит периодические платежи, готовый бизнес представляет собой готовое бизнес решение, базирующееся на оборудовании, технологических процессах и финансовой стратегии, предоставляемой пользователю со стороны правообладателя на основе промышленной лицензии.
1. Система франчайзинга имеет ограничения, связанные с предпринимательской инициативой франчайзи. Это относится к формированию цены реализации, ассортименту, оформлению интерьера, внутренней организации работы кадров и др.
2. Существует риск несоблюдения со стороны франчайзера заявленных обязательств на стадии запуска бизнеса и в ходе дальнейшей деятельности.
Мастер-франчайзинг – это покупка франшизы локальным франчайзи с получением права индивидуального развития франшизы в регионе, в том числе с правом продажи суб-франшизы. Такая модель сотрудничества предусматривает возможность мастеру-франчайзи стать суб-франчайзером на местном рынке, получив право распространять франшизу эксклюзивно с привлечением своих суб-франчайзи.
Согласно российскому законодательству, договор франчайзинга называется Договором коммерческой концессии (ДКК). Как правило, такое соглашение заключается на срок от 3 до 10 лет и подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Отсутствие регистрационной отметки делает договор ничтожным.
В ДКК описываются три этапа взаимоотношений между сторонами «франчайзер – франчайзи»:
1. Подготовка к открытию. На данном этапе должны быть четко обозначены обязанности франчайзера по организации всех мероприятий по открытию бизнеса и обязанности франчайзи относительно оплаты паушального взноса.
2. Запуск предприятия. На данном этапе важно прописать все условия функционирования бизнеса, например, ценообразование, график выплат, внутреннее и внешнее оформление и т.д.
3. Завершение договора. Третий этап подразумевает описание условий для окончания действия ДКК. Как правило, заключительная часть содержит подробный план мероприятий, связанных с прекращением отношений между сторонами соглашения. К ним относятся условия перепродажи созданного предприятия, порядок завершения действия договора и иные обстоятельства, направленные на прекращение договорных взаимоотношений.
Обязанности франчайзера, связанные с открытием франчайзингового предприятия:
1. Обучение франчайзи и его персонала;
2. Предоставление полной концептуальной схемы функционирования предприятия;
3. Дизайн-проект и/или технологический макет деятельности;
4. Консультирование и помощь в организационных аспектах деятельности (выбор поставщиков, подбор ассортимента продукции и др.).
Условия досрочного прекращения взаимоотношений сторон по инициативе франчайзи изначально определены договором коммерческой концессии.
Производственная франшиза передает права на производство, и поэтому в основе отношений обычно лежат патенты, ноу-хау и торговые марки. Франчайзи осуществляет производственную и торговую деятельность под брендом франчайзера, выполняя равные с ним требования технологического процесса и качества.
В заявленные инвестиции по франшизе, как правило, не входят расходы на аренду, персонал, открытие юридического лица и др. Любой стартап имеет период становления и развития, поэтому кроме инвестиций в открытие должны быть инвестиции на развитие проекта в первые 3-4 месяца работы.
Размер паушального платежа определяется издержками франчайзера на открытие франчайзингового предприятия, ценностью бренда и технологий, конкурентными предложениями на рынке и стратегией поведения франчайзера при развитии сети. Общепринятым ориентиром является показатель 10% от общих инвестиций во франчайзинговое предприятие. Для сегмента розничной торговли характерно отсутствие паушального платежа у большинства франшиз.
Размер роялти определяется издержками франчайзера на поддержание франчайзинговой сети. Роялти бывают фиксированными (в тех случаях, когда франчайзеру тяжело контролировать оперативную деятельность франчайзи), или процент от выручки. Общепринятый показатель роялти 2-8% от выручки франчайзи.
Размер рекламных отчислений определяется рекламной активностью сети и плотностью работы франчайзера соСМИ. Рекламные отчисления всех франчайзи образуют общефедеральный бюджет, которым распоряжается франчайзер по утвержденному плану. Общепринятый показатель рекламных отчислений – 1-4% от выручки франчайзи. Иногда с франчайзи не взимаются рекламные платежи, но накладываются обязательства по проведению локальной рекламной политики.