Какую форму собственности выбрать при регистрации бизнеса?

20.03.2023
Зачем регистрировать бизнес?

В России нельзя вести предпринимательскую деятельность без регистрации — за это грозит штраф. Кроме того, регистрация бизнеса открывает предпринимателю новые возможности: привлекать больше покупателей, подключить эквайринг, брать кредиты на развитие бизнеса и заключать официальные договоры с клиентами и партнерами, которые, если что, защитят его в суде.

В чем разница между ООО и ИП?

ООО и ИП — две принципиально разные формы регистрации бизнеса. Они отличаются статусом, количеством человек, которые начинают бизнес, ответственностью по долгам, доступом к деньгам бизнеса, отчетностью и сферами, в которых можно работать.

Статус. ООО — компания. Ее может открыть один человек или несколько, их называют учредителями. ИП — индивидуальный предприниматель, это статус конкретного человека, который ведет бизнес наравне с компаниями.

Сколько человек начинают бизнес. ООО можно открыть с партнерами или привлечь инвесторов — каждому из основателей компании будет принадлежать своя доля. ИП можно оформить только на себя, вместе с партнером открыть не получится.

Кто отвечает по обязательствам и долгам. ООО отвечает по своим обязательствам только деньгами на расчетном счете и имуществом компании. Если у ООО есть долги, то это долги компании, а не учредителей. ИП отвечает по долгам бизнеса личным имуществом. Если у ИП есть долги, которые он не платит, суд будет взыскивать их с человека.

Доступ к деньгам бизнеса. Деньги на счете ИП — его личная собственность. Он может тратить их по своему усмотрению на личные расходы и ни перед кем не отчитываться. У ООО другая ситуация. Чтобы забирать деньги компании в личное пользование, учредители должны либо платить себе зарплату и налоги с нее, либо распределять дивиденды и платить с них 13% НДФЛ.

Сколько стоит регистрация бизнеса. Для открытия ООО нужно сделать взнос в уставный капитал — минимум 10 000 ₽. Это деньги, которые зачисляются на расчетный счет компании. Для регистрации ИП стартовый капитал не нужен, можно просто зарегистрироваться и начать работать.

Если регистрировать бизнес напрямую в налоговой, надо заплатить пошлину: 800 ₽ для ИП и 4000 ₽ для ООО. 

Сотрудники. ООО не может существовать без сотрудников. Сразу после регистрации надо выбрать и нанять директора. Им может быть учредитель компании или другой человек. Директору ООО каждый месяц надо начислять зарплату. Можно по минимальной ставке в размере МРОТ — в Вологодской области с 1 января 2023 года это 16 242 ₽. Если деятельность не ведется, можно отправить директора в бессрочный отпуск без сохранения зарплаты.

ИП не обязан нанимать сотрудников — при желании он может работать сам.

Отчетность. В ООО больше всего отчетности: по налогам и по сотрудникам. Даже если вы наняли только директора, у компании уже возникает обязанность сдавать декларацию по НДФЛ, расчет по страховым взносам, сведения о численности работников, отчеты в ПФР, СФР и Росстат.

ИП может работать без сотрудников и не сдавать отчетность по зарплате. Если он на упрощенной системе налогообложения, ему надо сдавать только декларацию один раз в год. А это можно делать через онлайн-сервисы без бухгалтера.

Сферы, в которых можно работать. У ООО максимально широкий выбор деятельности: компания может заниматься всем, что не запрещает закон.

У ИП есть ограничения: например, нельзя продавать и производить крепкий алкоголь или открыть ломбард.

В чем разница между ИП и самозанятостью?

ИП и самозанятый — это статусы человека, которые позволяют легально вести бизнес. Но ИП работает наравне с компанией, а самозанятый только оказывает услуги или производит товары.

Возможности. У самозанятых есть ряд ограничений. Нельзя:

  • нанимать сотрудников;
  • перепродавать товары;
  • работать по агентским договорам, например продавать турпутевки от разных туроператоров;
  • производить подакцизные товары, например шубы или алкоголь;
  • получать доход выше 2 400 000 ₽ в год.

У ИП намного больше возможностей — можно работать наравне с компаниями: заниматься любой деятельностью, кроме запрещенной, нанимать сотрудников, иметь большую выручку, подключать эквайринг.

Обязанности. При этом у ИП больше обязанностей:

  • платить налоги по ставке от 1 до 20% по УСН в зависимости от региона, объекта налогообложения и годового дохода;
  • отдельно платить страховые взносы — 45 842 ₽ и дополнительный 1% от дохода выше 300 000 ₽ в год;
  • сдавать налоговую декларацию и вести КУДиР.

У самозанятых более простые условия:

  • они платят налог по сниженной ставке: 4% на платежи от физлиц, 6% — от юрлиц и ИП;
  • не надо сдавать отчетность в налоговую. 

Можно ли стать ИП и самозанятым одновременно? Да, можно. ИП может применять налог на профессиональный доход (НПД), который платят самозанятые, как налоговый режим. Тогда он может не платить страховые взносы, не сдавать отчетность и платить меньше налогов при работе с физлицами.

В этом случае на ИП распространяются все те же ограничения, что и на самозанятых:

  • нельзя нанимать сотрудников;
  • перепродавать товары;
  • работать по агентским договорам, например продавать турпутевки от разных туроператоров;
  • производить подакцизные товары, например шубы или алкоголь
  • получать доход выше 2,4 млн рублей в год.

На НПД ИП платит налог по сниженной ставке — как самозанятый:

  • 4%, если получил доход от физлица;
  • 6%, если получил доход от юрлица и ИП.
  • не надо платить страховые взносы и сдавать декларацию. Только отчитываться в мобильном приложении «Мой налог».

Если заработка нет — можно вообще ничего не платить. Поэтому переход на НПД можно использовать как способ законно снизить налоговую нагрузку, если у бизнеса временно нет прибыли.



Вам может быть интересно